Дети разных возрастов по-разному понимают, что происходит в отношениях между родителями, и по-своему объясняют себе развод.

Как помочь самым маленьким, а также дошкольникам и детям постарше в случае расставания родителей?

От рождения до 1,5 лет.

Дети такого возраста интуитивно ощущают напряжение в отношениях родителей, но понять ситуацию пока не в силах.

Если ссоры между родителями носят постоянный характер, ребенок становится раздражительным и нервным, чаще начинает болеть,  может начать отставать в развитии, а так же у него могут появиться психосоматические проблемы – тики, головные боли, аллергия, экзема. В этом возрасте  для ребенка очень важно психологическое состояние мамы.

Как сгладить последствия развода.

В раннем возрасте дети особенно остро нуждаются в стабильности и близости с родными людьми. Постарайтесь сохранить режим, который был до развода, особенно в отношении питания и сна. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок был окружен любимыми игрушками, проводите с ним время дольше обычного, чаще держите на руках, тем самым обеспечивая телесный контакт. Пойте малышу спокойные песни, делайте успокаивающие массажи. По возможности старайтесь отдыхать, чтобы  сохранить силы для общения с ребенком.

От 1,5 до 3 лет.

В этом возрасте эмоциональная связь с родителями наиболее сильная, весь мир ребенка сосредоточен на папе и маме. Им трудно принять сам факт расставания родителей. Часто малыши думают, что мама и папа расстались из за них. Зачастую дети начинают без видимой причины плакать, капризничать, у них могут возникнуть навязчивые движения (раскачивание, сосание пальца и пр). Могут возникнуть проблемы со сном и стулом,  замедление развития. У детей появляется страх одиночества, нежелание даже на непродолжительное время расставаться с оставшимся родителем.

Как сгладить последствия развода.

По возможности, нужно наладить общение ребенка с ушедшим родителем. Если было общение с родственниками ушедшего родителя, то т желательно продолжать общение и с ними. Для ребенка очень важен режим дня,  так же необходимо уделять ребенку больше времени и внимания: вместе читать книжки, играть, собирать конструктор –организовать совместную деятельность, чтобы ребенок не чувствовал себя покинутым. Сохранять тактильный контакт – брать на руки, обнимать, играть в игры, где есть тактильный контакт. Быть внимательным к его чувствам.

 3 года – 6 лет.

Дошкольники пока не могут понять всей сути происходящего и совершенно не готовы принять развод родителей. Именно в это время у ребенка происходит индентификация себя с родителями, он стремиться быть похожим на них. Осознание, что он не может влиять на ситуацию, повергает ребенка в шоковое состояние. Зачастую дети всерьез думают, что являются единственными источниками развода. Потеря привычного уклада жизни вызывает страх, неуверенность, тревогу, боязнь одиночества, темноты, бессонницу.

Как сгладить последствия развода.

Замечательно, если родителям удалось расстаться без скандалов и взаимных упреков. Такой вариант развода меньше всего травмирует ребенка, так как в этом возрасте он ощущает эмоции родителей, даже если они пытаются их скрывать. Ребенок не может сделать выбор между родителями.  И родителям очень важно воздержаться от  задабривания ребенка и перетягивания его на свою сторону. Ребенку важно иметь возможность с кем то обсуждать свои чувства. Это может быть бабушка или дедушка, любой человек, которому ребенок доверяет и который будет «вне игры», не настраивая ребенка против одного из родителей. Важно избежать запретов на звонки и встречи с ушедшим родителем.  Не надо пытаться подробно узнавать у ребенка как он провел время с ушедшим родителем. Важно держать данные ребенку обещания.

6–11 лет.

Дети школьного возраста уже осознают развод как разрыв,  как отсоединение себя от одного из родителей.  К ушедшему из семьи родителю, дети нередко испытывают агрессию, ненависть, обиду. К этому примешивается страх никогда больше не увидеть ушедшего родителя  и в тоже время возникает много претензий. К родителю, с которым живут, привязываются но зачастую и в отношении него испытывают  жалость и обиду одновременно. Все это может привести к рассеянности, страхам,  повышенной тревожности, к снижению успеваемости в школе, неконтролируемым вспышкам агрессии или замкнутости.

В результате стресса у детей часто возникает вегето сосудистая дистония, начинает болеть желудок и голова.

После 9 лет, дети в результате развода могут ставить под сомнения все решения взрослых или вообще перестают доверять взрослым.

Как сгладить последствия развода.

Самое важное – дать понять ребенку, что он не виноват в разводе родителей. Что родителям он по прежнему важен и дорог. Так же необходимо  восстановить пошатнувшееся в результате развода базовые чувства безопасности, уверенности в себе и своих близких, доверие к родителям. Для этого необходимо  строго соблюдать данные ребенку обещания, каждому из родителей качественно проводить с ребенком время, интересоваться его делами и мнением. Обсуждать  с ним сложившуюся ситуацию и его чувства. Родителям ни в коем случае нельзя  оскорблять, обзывать и унижать друг друга, даже если кто то из родителей вел себя неподобающим образом. Ведь эти слова разрушают не родителя, а ребенка.

Пройдет время, и ребенок сам оценит все происходящее. То, как ребенок воспримет развод, во многом зависит от осознания родителей,  что ребенок самый уязвимый в этой ситуации.